Некогда знаменитому кинофестивалю «Послание к человеку» накануне его двадцатого «выпуска» дается последний шанс
Как, надеюсь, помнят наши постоянные читатели, предваряя в июне XIX «Послание к человеку», мы подробно рассмотрели ситуацию, в которую попал этот уникальный по своему кинематографическому значению (три вида кино: неигровое, короткометражное игровое и анимационное) фестиваль. Киносмотр, который был рожден на волне, как уже и забыли говорить, перестройки и Пятого съезда Союза кинематографистов страны, потерпел «поражение в правах».
Общество давно другое, идеи Пятого съезда ревизованы - но здравый смысл однозначно подсказывает: в «Послании к человеку», которое изначально несет в себе идею гуманизма и эстетического разнообразия, должны быть заинтересованы все вменяемые времена. К прошлому разу комитет по культуре, как формулирует основатель и бессменный гендиректор фестиваля Михаил Литвяков, подставил плечо. Сейчас, как сообщил на пресс-конференции, посвященной обновлению «Послания к человеку», заместитель председателя означенного комитета Василий Панкратов, впервые в бюджете города появляется строчка о помощи кинематографии.
В том числе там будут средства для «Послания...» - способность его к перезагрузке и развитию не отрицается. Международному центру неигрового кино и телевидения «Кентавр» - учредителю фестиваля город наконец на три года предоставил офис в центре (требуется ремонт, но все же!). А Михаил Литвяков договорился с известным режиссером Алексеем Учителем: тот примет на себя обязанности президента фестиваля.
Теперь Учителю предстоит сложнейшая задача: добиться такого же финансового процветания главному петербургскому кинофестивалю, какого Никита Михалков добился для Московского МКФ. В относительных величинах, разумеется: бюджет ММКФ - 120 млн рублей, его собрату (тоже имеющему регистрацию Международной федерации ассоциации кинопродюсеров FIAPF, таких всего два в России) считается достаточной смета в 15 млн.
Но финансы далеко не все. Нужно «поднять престиж фестиваля» «достойным кинематографическим качеством»: требуются профессионально отобранные конкурсные и неконкурсные программы, правильное жюри, грамотная организация, достаточная информация и реклама... Кинофестиваль есть узор из многих нитей, и сплести его нелегко.
Учитель сообщил, что заручился устной поддержкой замминистра культуры Александра Голутвы и озаботился созданием попечительского совета. Что есть идея пригласить на ХХ «Послание...» всех лауреатов и всех бывших председателей жюри, а также таких звезд, как Майкл Мур, Скарлетт Йоханссон и Натали Портман (обе актрисы сделали по короткометражке).
Давние партнеры фестиваля - Французский институт и Институт Гете похлопочут об устройстве визита в Петербург таких корифеев мировой режиссуры, как Аньес Варда и Вернер Херцог.
Новый партнер «Послания...» - Федерация профсоюзов Петербурга и Ленинградской области - учреждает спецприз и премию 100 000 рублей лучшему фильму о человеке труда (подразумевая под таковым тружеников от станочника до балерины).
Но есть и новость сомнительного для меня свойства: «уворачиваясь» от ММКФ, Литвяков с Учителем решили наш киносмотр сдвинуть на вторую половину июля. Расчет на внимание прессы, прежде всего московской. Но июль - период отпусков, и в лучшем случае можно рассчитывать на сюжет в новостях.
Оглядка «Послания...» на московского старшего собрата, от которого оно в свое время отпоч-ковалось, снова велика: ММКФ в будущем году возрождает конкурс неигровых картин, пока в рамках программы «Свободная мысль», но через год он может обрести и более высокий статус.
За минувшие, кризисные для «Послания...», годы в стране выросло два крупных международных документальных киносмотра: «Флаэртиана» в Перми, о которой мы недавно рассказывали, и «Артдокфест» в Москве, стремительно набирающий силу. Так или иначе продолжается и открытый фестиваль неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге, уже двадцатилетний. То есть конкуренция весьма высока, и необходимы серьезные - мыслительные, духовные, организационные, финансовые - инвестиции, чтобы «догнать и перегнать».
Но рвануть необходимо. За плечами почти двадцать тысяч картин, присланных для отбора за минувшие двадцать лет, почти двадцать тысяч авторов более чем из ста стран мира захотели участвовать в петербургском фестивале. Состоялось 2500 сеансов, которые собрали около 700 000 зрителей. Это настоящий капитал, накопленный Литвяковым и его крохотной командой. Теперь в доле Алексей Учитель.
Ну и, по-прежнему, все мы - те, кто любит неигровое, короткометражное и анимационное кино.
Ольга Шервуд
Санкт-Петербургские Ведомости
Выпуск № 244 от 28.12.2009
вернуться назад
Режиссер: Сергей Лозница
Картина «Аустерлиц» снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, и своим названием отсылает к одноименному роману Винфрида Зеебальда, посвященному ...