В украинской глубинке снимается картина, в производстве которой участвуют специалисты из десяти стран Европы! А собрал их самый именитый на постсоветском пространстве документалист, украинский режиссер Сергей Лозница. Свой первый игровой фильм он назвал «Счастье мое»...
Оригинальный сценарий картины Сергей написал еще пять лет назад. Но как человек, привыкший все делать на высшем уровне, никак не мог собрать команду, которая смогла бы воплотить в жизнь задуманное. После длительных поисков продюсерами международного проекта стали украинец Олег Кохан и представитель Германии Хайно Декерт, хорошо знающий Лозницу по его документальным лентам. Говоря о причинах перехода к игровому кино, режиссер подчеркивает: «В документалистике можно сделать далеко не все. Есть этическая граница, нарушать которую нельзя. Я дошел до этой черты и теперь пытаюсь сделать жесткую картину о жизни, которая нас окружает».
Сразу оговоримся, что речь не идет о сногсшибательном боевике с героем, спасающим мир от зла. Внешне все тихо и мирно. Водитель-дальнобойщик Георгий, переживший измену жены, отправляется в очередной рейс. По дороге он подвозит малолетнюю проститутку, сбивается с пути и попадает на глаза местным мужичкам бандитской наружности, которые избивают его в надежде поживиться. А обнаружив в кузове лишь мешки с мукой, разочарованные, удаляются. Георгия подбирает местная одинокая женщина. Со временем он приходит в чувство, но... становится немножко «не в себе». Дальнейшие события развиваются неожиданно...
В поисках натуры Сергей Лозница с оператором-постановщиком Олегом Муту (лауреатом каннской «Золотой пальмовой ветви» за съемки румынского фильма «4 месяца, 3 недели и 2 дня») объездили пол-Украины. В итоге нашли полузаброшенные поселения в Черниговской и Сумской областях. Это было именно то, что надо, поскольку в картине есть несколько сцен-ретроспектив военного времени. А значит, постройки и дома должны были подходить и для изображения современных реалий, и в качестве декораций времен Великой Отечественной. Массовку выбирали из местных жителей, для которых съемки в кино - неплохая возможность подзаработать. Дотошный режиссер лично просматривал десятки фотографий, отыскивая нужные типажи. В итоге нашел не только статистов, но и некоторых исполнителей ролей второго плана. В частности, тех самых двух «амбалов», которые чуть не убили беднягу-дальнобойщика. Вид у них был и вправду настолько угрожающий, что позже Лозница по секрету говорил помощникам: «Я к этим ребятам спиной поворачиваться боялся...». Точно таким же скрупулезным был и поиск реквизита. По хатам местных жителей собирали все, что могло подойти. Даже деревянные катушки для ниток в фильме аутентичные!
От популярных актеров режиссер отказался сразу. На роль Георгия пригласил белорусского актера Виктора Немца. Его партнершей стала юная Ольга Шувалова, известная по нашумевшему фильму Валерии Гай-Германики «Все умрут, а я останусь». Самым медийным лицом в «Счастье...» является, пожалуй, Владимир Головин - зрители помнят его по ролям колоритных бандитов в фильмах «Холодное лето 53-го» и «Дежавю». «Я в последнее время снимаюсь редко и принимаю решение после прочтения сценария, - признался актер. - А тут с первых строк появилось ощущение «больной» правды, за которую переживаешь. Я сразу согласился - и не ошибся: внимательный и вдумчивый режиссер, который умеет расположить, отличная команда и полная свобода творчества».
Сына одного из героев играет 6-летний Денис - обычный мальчик из местных. В одном эпизоде он скачет на самодельной деревянной лошадке. Как выяснилось, этот «раритет» принадлежит... самому Денису. На вопрос: «Какие у тебя еще есть игрушки?» - ребенок ответил: «Палка»...
Столкнулась съемочная группа и с реалиями жизни: когда понадобилось снимать сцену на рынке с участием массовки в 200 человек, неожиданно возникла проблема с местными «предпринимателями». То бишь теми, кто скупает у населения главный товар здешних мест - чернику и лисички. Две сотни работников, день простоя - это ж какие убытки! К счастью, товарищи в итоге прониклись уважением к режиссеру, и конфликт был улажен.
«Предыдущие - документальные - работы Сергея Лозницы были выстроены на хронике, - говорит продюсер Олег Кохан. - Здесь же ему предстояло решать более масштабные постановочные задачи. Качество подготовки, кастинг и этот уникальный состав съемочной группы не просто вдохновили меня, а и убедили, что фильм должен получиться». Кстати, о съемочной группе. Именитый Олег Муту в качестве оператора был приглашен именно потому, что картина снимается ручной камерой. То есть с полным отрицанием заполонившей кинопроизводство клиповой эстетики. «Пока что мне никто не доказал, что фильм, сделанный как клип, может выражать какие-то глубокие мысли», - прямо говорит Лозница. Точно так же принципиально и скрупулезно он подходит к самому процессу съемок. «Побывав на площадке, я была поражена, как слаженно и синхронно работает группа, - говорит одна из сотрудниц киногруппы. - Никто не повышает голос, все расписано по минутам, и создается ощущение, что все эти люди слышат друг друга на уровне какого-то седьмого чувства. Абсолютно единый организм». Впереди у Лозницы - месяц зимних съемок. Поэтому картину планируется закончить в первой половине 2010 года.
Татьяна ЛЯХОВИЧ
http://www.vvnews.info/article.aspx?a=18165
вернуться назад
Режиссер: Сергей Лозница
Картина «Аустерлиц» снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, и своим названием отсылает к одноименному роману Винфрида Зеебальда, посвященному ...