Студия документальных фильмов.

"Качественный рывок" кино
Главная / События / Новости / "Качественный рывок" кино
09-11-2009

Правительство нашло способ «совершить качественный рывок» в кинопроизводстве: в следующем году оно раздаст крупнейшим студиям более $100 млн. Без создания нормальной системы кинопроката госпомощь не поможет, считают эксперты.

Российскому кинематографу необходимо «совершить качественный рывок и укрепить свои позиции на международном рынке», заявил премьер-министр Владимир Путин на первом заседании совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве РФ во вторник.

В 2010 г. государство потратит на кинопроизводство 4,9 млрд руб., что на 55% больше, чем в этом году, сообщил министр культуры Александр Авдеев. Но члены совета решили, что увеличения финансирования недостаточно - необходимо изменить механизм распределения субсидий. «Деньги будут не выделяться на конкретные картины, а перечисляться лидерам рынка, которые доказали свою состоятельность и смогут снять на эти деньги качественное и окупаемое кино», - заявил после заседания гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст. По действующей системе отбор среди кандидатов на госфинансирование проводит Министерство культуры. Так, по мнению Эрнста, создаются «фильмы-инвалиды»: из 101 киноленты, получившей деньги из бюджета в 2008 г., только 52 было завершено и лишь около 30 вышло в прокат.

Поправки в бюджет, вводящие новую систему субсидирования, будут приняты до нового года, в крайнем случае - в январе - феврале, говорит замминистра финансов Татьяны Нестеренко. По ее словам, распределять средства между студиями будет Федеральный фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии, существующий с 1995 г. Возглавляет его режиссер Федор Попов. Сейчас фонд занимается в основном поддержкой работников кинематографии.

В 2010 г. студии через фонд могут получить более $100 млн, на которые будут снимать коммерческое кино (дебютные, арт-хаусные, документальные проекты по-прежнему будут финансироваться через Министерство культуры), рассказывает чиновник правительства. Эти деньги, по его словам, будут поровну распределены между 5-7 крупными кинокомпаниями; по версии другого чиновника - между 10. Список компаний будет утверждать правительство. Среди тех, кто с «очень большой вероятностью» попадет в него, участники совещания назвали «Ведомостям» студию «Три Т» (Никита Михалков), «Дирекцию кино» («Первый канал»), Russian World Studios (АФК «Система»), «Централ партнершип» («Проф-медиа»), Art Pictures (Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский), СТВ или «Наше кино» (Сергей Сельянов).

Принципиальное нововведение состоит в том, что компании должны будут вернуть государству часть прибыли от профинансированных государством проектов, указывает чиновник правительства. Сейчас господдержка кино происходит исключительно на безвозмездной основе. В 2010 г. выбранные студии получат равные суммы из бюджета, но через год пропорция изменится в зависимости от результатов работы каждой компании, кто-то даже может выпасть из списка.

Правительство пытается воссоздать голливудский сценарий, когда несколько крупнейших студий контролируют практически весь рынок, считает продюсер Елена Гликман (фильмы «Питер FM», «Тариф новогодний»), но в США это происходило за счет естественного отбора самых эффективных компаний, а в России их намерены назначить сверху. Пока отечественный рынок кинопроизводства мало централизован: в прошлом году 26 фильмов, созданных 10 крупнейшими российскими кинокомпаниями, заработали в прокате $172,4 млн, что составляло 23% от всех сборов в стране (данные Минкультуры, расчеты «Ведомостей»).

Поддержанные государством компании смогут финансировать проекты других студий, объяснили «Ведомостям» участники совещания, поэтому небольшие кинокомпании не окажутся под угрозой. «Эта новая система - дикое неудобство для небольших студий, - возражает Гликман. - Это означает пойти в рабство к крупнейшим компаниям. Это же понятно, что деньги они будут давать по знакомству». «Маленьких в такой ситуации сожрут, - согласен Рудовский. - С идеями фильмов ходят по тем людям, у кого есть деньги, теперь деньги будут только у крупнейших».

Гораздо более эффективным решением проблемы отечественного кино, по его словам, стало бы развитие дистрибуции. Чтобы поставить фильм в 300 кинозалах, объясняет он, продюсерам надо заплатить $400 000 только за копии, а если эти залы оснастить цифровым оборудованием, расходы снизятся минимум в 20 раз. Такое оборудование стоит дорого, и государство могло бы компенсировать кинотеатрам часть затрат на него. Гликман согласна, что господдержка киносетей могла бы заметно поднять доходы продюсеров и привлечь частных инвесторов в кинобизнес.

Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков также на заседании совета говорил о необходимости госпомощи не только продюсерским и большим кинопроизводственным компаниям, но и кинотеатрам: последние должны иметь максимальный охват аудитории, и тогда «зрительский и коммерческий успех станет не редкой сенсацией, ради которой необходимо мобилизовать все национальные ресурсы, а нормальным продуктом эффективной индустрии».
«Обсуждая увеличение господдержки, нужно понимать, что помимо кинопроизводства в российской киноиндустрии существует множество других, не менее важных проблем: недостаточное количество отвечающих современным стандартам кинозалов, отсутствие системы единого электронного билета и др., - согласен генеральный продюсер "Вайт медиа" Тимур Вайнштейн. - Решение именно этих проблем позволит кинопроизводству в будущем обходиться без государственных дотаций. А сегодня без понятной и прозрачной системы кинопроката говорить об окупаемости кинопроектов в России невозможно».

Ксения Болецкая
Ведомости



вернуться назад

Аустерлиц

Режиссер: Сергей Лозница

Картина «Аустерлиц» снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, и своим названием отсылает к одноименному роману Винфрида Зеебальда, посвященному ...

читать все
Наши партнеры Отправить сценарий