В июле на студию пришло письмо, текст которого нам бы хотелось привести здесь целиком. Поскольку описанные свидетелем блокадного Ленинграда события, являются по прошествии стольких лет практически историческим документом.
"Здравствуйте, уважаемые работники студии документальных фильмов! Обращаюсь к вам с глубокой благодарностью за создание одного из лучших фильмов о трагедии города Ленинграда - фильме «Блокада», который правдиво, без прикрас показал город и людей, боровшихся с врагом. Отсутствие комментатора усилило впечатление, сосредоточило все внимание на изображении происходящего в городе.
Еще и еще раз спасибо за создание его!
Пишу вам это письмо как ленинградец, своими глазами видевший, что было на Петроградской стороне, где родился, рос и жил на улице Пудожской в блокадные дни.
Я, Иванов Юрий Федорович. Мне было 8 лет, но я отлично помню улицы и дома от реки Карповки до Тучкова моста, когда еще на улице Рыбацкой (до войны) была «шайба» с извозчиками и пролетками (где сейчас сад и памятник Добролюбову), а после войны была стоянка первых страшно трещавших такси БМВ.
У нас в семье все, что связано с блокадой, да и с современной жизнью города, внимательно читается и смотрится! Поэтому, просматривая фильм Сергея Лозницы, я узнавал то одно, то другое. И вдруг увидел кадры горящего здания, где я фактически вырос и был «своим» - это горело здание книжной базы «Союзопткнигторга» - Ораниембаумская, 29. Там работала моя мама - Иванова Елизавета Николаевна, бухгалтером с 1931 года до пенсии. Сейчас это здание принадлежит типографии «Печатный двор», а база находится где-то на Парнасе. За время существования базы все типографии города привозили сюда свои тиражи, которые потом рассылались по стране. К базе постоянно подъезжали машины с контейнерами!
Возможно, я последний, кто видел этот пожар в октябре 1941 года! Не ясно, что попало в здание, так как горели все 5 этажей, а ведь упакованные в пачки книги не могли гореть так быстро!
В эти дни мы с мамой были «на окопах» где-то в районе Новой Деревни (мама меня одного никуда не отпускала). Вдруг примчался мамин сослуживец - Яша Арансон и закричал: «Бросал всё. База горит!». И мы помчались туда. На базе постоянно были дежурные, и как потом рассказала мама, дежурные пили чай, не слышали взрывов. Вдруг вбегает женщина и кричит: «У вас пожар!».
Пожарные были уже здесь, но почему-то не гасили огонь, пока крыша и пятый этаж не обрушились на четвертый. На пятом этаже в этом крыле находились служебные кабинеты и касса.
Мы в ужасе наблюдали за пожаром около 18 отделения милиции. А в это время по Геслеровскому туда-сюда ездил зеленоватый пикапчик, в кузове которого с риском для жизни, стоял и крутил ручку камеры на треноге оператор.
Вот так запечатленная в кадре картина пожара сохранилась благодаря неизвестному смелому, одному из ваших «братьев», документалистов, которых было мало, но они не щадя своих жизней работали на наше с вами будущее!
В самые тяжелые дни блокады, мы с мамой переживали со всеми, кто еще оставался на полусгоревшей базе. Но когда усилились артобстрелы, мы в августе 1942 года эвакуировались и вернулись в город в августе 1944 по вызову. Наверное, где-то в 1944 была освобождена комната на первом этаже для старожилов и дежурных, а в 1945 освободили большую часть 1 этажа и использовали для просушки сохранившихся книг. Была сооружена огромная печь, а по всей площади были натянуты веревки.
Весной и летом 1945 года начались активные работы по разборке пожарища! Сохранившиеся книги переносили в садик напротив базы. Всеми работами руководил управляющий базой, переживший блокаду и еще долго работавший на базе Погодин Семен Алексеевич, ленинградец, образованный человек, фанатик книги. Он любил книги и работников, все делал, чтобы они выжили! Мы с мамой тоже участвовали в этой работе. На пленке неожиданно мы (я, жена, дети) увидели кадры, где люди переносили на носилках и в руках книги в садик. Моя жена вскрикнула: «Смотрите, это же наша бабушка Лиля!», т.е. моя мама. Досмотрев все до конца, мы ещё и ещё раз пересматривали кадры с базой. Никаких сомнений - это она. И возможно, мальчик, несущий в двух руках кипу книг - это я. Но мы узнали других людей, попавших на плёнку!
Первая пара - главный бухгалтер базы, Грикурова Ада Петровна, родная сестра главного дирижёра Малого оперного театра Грикурова Эдуарда Петровича. В паре с Адой Петровной должна идти Казачинская Мария Григорьевна - они вместе были на укреплении Лужского рубежа, всю блокаду пережили.
Вторая пара - наш кадровик Алексеева Мария Амосовна.
Третья пара - моя мама в белом берете, она небольшого роста, наклоняется, беря ручки носилок. Видимо, в паре с ней должна быть Зайцева Тамара, упаковщица, т.к. в это время, не имея жилья, мы жили в избушке на Петрозаводской улице, там был закрытый двор - склад стройматериалов Базы. Сейчас там спортплощадка новой школы № 51.
Но вот эпизод, где мальчик носит книги - у меня сомнения. Знаю, что я «работал» там. И запомнилось, нес большой подарочного типа альбом в бордовом переплёте - В.В. Маяковский.
В любом случае спасибо за этот фильм - это нам как подарок в наши годы, а нам с женой 78 и 80 лет, а вместе мы уже 58 лет. У нас два хороших сына, хорошие парни.
Желаем вам и студии здоровья, возрождения и побольше хорошей плёнки!"
8 июня 2011 года
Юрий Федорович Иванов
вернуться назад
Режиссер: Сергей Лозница
Картина «Аустерлиц» снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, и своим названием отсылает к одноименному роману Винфрида Зеебальда, посвященному ...