Студия документальных фильмов.

"Ключ от вечности" на телеканале "Культура"
Главная / События / Новости / "Ключ от вечности" на телеканале "Культура"
29-03-2010

Цикл фильмов (Россия, 2010), 4 выпуска.
Автор сценария и режиссер Антон Алексеев.
Операторы Дмитрий Игошин, Антон Васильев, Александр Филиппов.
Закадровый текст Наталья Родоманова.

Цикл фильмов "Ключ к вечности" позволит взглянуть на историю русской иконы в контексте мировой художественной культуры.

Выпуск 1-й. "Византийские учителя"
Приняв от Византии христианство, Русь восприняла одну из самых сложных духовных культур средневековья, где сакральные изображения - иконы - занимали совершенно особое место. Практически все древние памятники христианского искусства на территории современной России и Украины имеют византийское происхождение: храмы, посвященные Софии, - Премудрости Божией в Киеве и Новгороде; ансамбли фресок в Старой Ладоге, Пскове, в новгородских землях; древние иконы, хранящиеся в крупнейших музеях России. Все эти шедевры мировой культуры были созданы византийскими мастерами.
Участвуют: Татьяна Царевская - доктор искусствоведения, главный хранитель Софийского собора в Великом Новгороде; Владимир Сарабьянов - реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Алексей Лидов - кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов - культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) - кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; священник Андрей Давыдов - иконописец (Суздаль).

Выпуск 2-й. "Золотой век"
Рубеж XIV - XV веков в истории русского искусства отмечен творчеством двух великих мастеров - Феофана Грека и Андрея Рублева. В их искусстве нашло живописное воплощение одно из важнейших течений византийской богословской мысли - философия "исихазма" (умной молитвы). Тема преображения мира под воздействием божественных энергий, тема духовного Фаворского света стали основными в живописи Феофана Грека, который расписал в экспрессивной манере храм Спаса на Ильиной улице в Новгороде. В творчестве Андрея Рублева нашла отражение другая сторона византийской духовной культуры - проникновенная, гармоничная, сосредоточенная молитва, воплощением которой стал главный шедевр русской иконописи - «Троица», написанная Рублевым в последние годы жизни.
Участвуют: Геннадий Попов - доктор искусствоведения, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Татьяна Царевская - доктор искусствоведения, главный хранитель Софийского собора в Великом Новгороде; Владимир Сарабьянов- реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Адольф Овчинников - художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря; Алексей Лидов - кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов - культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) - кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; Дмитрий Мироненко - иконописец (мастерская Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург).

Выпуск 3-й. "Окно в Европу"
Между русской иконой начала XV века и иконами середины XVII века лежит самая настоящая эстетическая пропасть. Рядом с живописными шедеврами времени Рублева иконы XVII века выглядят как изделия провинциального ремесленника. Что же произошло с иконописью за полтора века? Ключевым моментом в истории русской иконы стал XVI век - время правления Иоанна Грозного, когда идеологические и политические мотивы стали вторгаться в сакральное пространство. С этого момента произошла подмена культурологической матрицы: высокое, мистическое искусство, связанное с византийской традицией, стало вытесняться религиозной картиной, ориентированной на эстетику западноевропейского Возрождения. Русское религиозное искусство конца XVII века по своей сути, по духу ближе к Леонардо да Винчи и Тициану, чем к Андрею Рублеву и Феофану Греку.
Участвуют: Энгелина Смирнова - доктор искусствоведения, профессор кафедры истории искусств МГУ, член Союза художников России, Ассоциации искусствоведов; Владимир Сарабьянов - реставратор, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления; Адольф Овчинников - художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря; Ирина Родникова - искусствовед, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ; Алексей Лидов - кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов - культуролог, кандидат исторических наук; священник Андрей Давыдов - иконописец (Суздаль).

Выпуск 4-й. "Возвращение иконы"
В XIX век русское общество вступило, окончательно утратив представление о классической иконе. В древней иконе люди XIX века видели в лучшем случае памятник истории, а в худшем - примитивное, варварское искусство. В храмах имперской России господствовала религиозная живопись, ориентированная на западноевропейское искусство. На рубеже XIX - XX веков в рамках так называемого "византийского проекта" была предпринята попытка создать новую "романтическую" русскую икону. Одним из главных памятников византийского стиля стал Владимирский собор в Киеве, над росписями которого трудились выдающиеся мастера Серебряного века Виктор Васнецов и Михаил Врубель. Однако, их искусство было меньше всего похоже на классическую русскую и византийскую икону, открытие которой состоялось в начале XX века благодаря усилиям русских коллекционеров: они впервые отреставрировали древнюю икону, освободив яркую авторскую живопись от поздних ремесленных записей. С этого времени русская икона стала оказывать самое значительное влияние на мировую художественную культуру, оставаясь и по сей день источником вдохновения для многих современных художников.
Участвуют: Адольф Овчинников - художник-реставратор, Всероссийский художественно-научный реставрационный центр им. Грабаря, заслуженный работник культуры РФ; Ирина Шалина - старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, кандидат искусствоведения; Олег Тарасов - доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела истории культуры Института славяноведения РАН; Алексей Лидов - кандидат искусствоведения, византолог; Юрий Соколов - культуролог, кандидат исторических наук; игумен Александр (Федоров) - кандидат искусствоведения, преподаватель Академии художеств, руководитель иконописной школы Санкт-Петербургской духовной академии; Павел Бусалаев - иконописец (Москва).

В эфире:
с 29 марта по 1 апреля 2010 года.



вернуться назад

Аустерлиц

Режиссер: Сергей Лозница

Картина «Аустерлиц» снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, и своим названием отсылает к одноименному роману Винфрида Зеебальда, посвященному ...

читать все
Наши партнеры Отправить сценарий