Студия документальных фильмов.

Рынок неигрового кино в России
Главная / События / Новости / Рынок неигрового кино в России
08-02-2010

По заказу Европейской аудиовизуальной обсерватории, в которой интересы России представляет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, был подготовлен доклад "Киноиндустрия Российской Федерации" (ноябрь 2009).

Точных данных по инвестициям неигровых фильмов в России не существует по причине использования компаниями принципиально разных подходов к производству. По данным Министерства культуры РФ, средняя стоимость производства 1 часа неигрового фильма составляет около 1 млн руб. Исходя из этого, ориентировочный объем инвестиций рынка неигровых фильмов с 2006 года в можно оценить в 2,5 млрд руб.

Производством неигровых фильмов на сегодняшний день занимаются частные кинопроизводственные компании и государственные киностудии. Основными заказчиками неигровых фильмов являются государство и телеканалы. С 2006-го по 01.01.2009 при поддержке Министерства культуры было произведено 1 650 фильмов, среди которых 197 полнометражных и 1 453 короткометражных; 82% из них были полностью профинансированы государством. В создании фильмов и сериалов участвовали компании из 21 субъекта Российской Федерации. Доля неигрового кино в общем объеме государственного финансирования кинопроизводства с 2006 года в среднем составляла 20%.

Табл. 3.1.12 Государственная поддержка неигровых фильмов

Показатели                                                                                                                                      2006    2007    2008    01.07.2009
Совокупный объем государственной поддержки неигровых фильмов (млн руб.)    415,2    493,7    430,8    297,5
Объем производства полнометражных неигровых фильмов (ед. наименований)   150        140     170          50
Объем производства короткометражных неигровых фильмов и сериалов (час.)    600        500      500         250

Источник: Министерство культуры РФ

Лидером рынка по производству полнометражных неигровых фильмов является Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, которая с 2006 года произвела 7 фильмов. Наиболее успешными проектами полнометражного документального кино стали фильмы производства продюсерского центра «Мастерская», такие как «Великая тайна воды» (реж. Анастасия Попова) и «Плесень» (реж. Дмитрий Васильев), доля российской телевизионной аудитории по которым составила более 30%48. Из других успешных проектов можно выделить фильм «Девственность» (реж. Виталий Манский), производства компании «Вертов. Реальное кино», кассовые сборы которого в кинотеатральном прокате составили более 1 200 тыс. руб. Кроме фильма «Девственность» с начала 2006 года в кинотеатральный прокат вышли еще два российских фильма - «Зеленый театр в Земфире» (реж. Рената Литвинова, сборы в кинопрокате 3 689 000 рублей) и «Олег Кулик: Вызов и Провокация» (реж. Евгений Митта, сборы 86 000 рублей). Сегодня в России авторские документальные фильмы в большинстве своем имеют крайне ограниченный прокат, а также демонстрируются на национальных и международных фестивалях неигрового кино. Из российских фестивалей можно выделить кинофестиваль «Кинотеатр.doc», Национальный конкурс в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь» и международный фестиваль неигрового кино «Флаэртиана».

Отдельно стоит выделить сегмент производства документальных фильмов религиозной тематики, а именно «православных фильмов». Лидерами производства данного сегмента являются киностудия «Канонъ», кино-телекомпания «Православная энциклопедия» и Культурный центр «Русская неделя». Общий объем производства этих студий, по данным Министерства культуры, составил с 2006 года 1 187 часов.

Стоимость производства авторского документального кино составляет от 100 тыс. до 1 млн руб. Например, телеканал «Культура» заказывает производство документальных фильмов у частных студий в среднем за 15 тыс. USD за час. Стоимость производства высокобюджетных документальных фильмов может превышать 500 тыс. USD. Так, бюджет проекта «Плесень», по информации Первого канала, составил 620 тыс. USD49. Из других крупнобюджетных проектов можно выделить фильм «Девственность», бюджет которого превысил 200 тыс. USD. Стоимость производства фильмов телеканалом «Russian Travel Guide» составляет от 400 тыс. до 2 млн руб. за 45-минутный фильм.

Самым распространенным видом демонстрации документального кино остается телепоказ, несмотря на то что неигровые фильмы занимают незначительную долю в телеэфире по сравнению с художественными фильмами и сериалами. Если проанализировать данный показатель в эфире шести общенациональных каналов (Первый канал, телеканал «Россия», НТВ, СТС, РЕН ТВ, ТНТ), которые собирают суммарно 70% всей телевизионной аудитории, то с 2006-го по 2008 год в структуре телеэфира доля документального кино увеличилась и стала составлять в среднем 3%. Необходимо отметить, что постепенно растет зрительский интерес к неигровому кино, рейтинги документальных фильмов увеличиваются и становятся сопоставимыми с рейтингами телесериалов и премьерных кинофильмов. Однако столь массовую аудиторию собирают фильмы о личной жизни и судьбе популярных личностей, «звезд», при этом общественно-политическая, историческая, научно-популярная кинодокументалистика имеет более узкую группу зрителей. С развитием и распространением кабельного телевидения, в частности каналов, специализирующихся на показе исключительно документальных фильмов (такие, как «24 Док», «24 Техно», «Russian Travel Guide»), можно ожидать как увеличения интереса зрителей к разным жанрам неигрового кино, так и рост заинтересованности в производстве документальных картин со стороны каналов.

Основной источник дохода продюсеров документального кино - продажа прав показа на телеканалы. Стоимость приобретения телеканалами прав на показ фильма по состоянию на август 2009 года колеблется от 200 до 60 000 USD, при этом цена не всегда зависит от того, авторское это кино или высокобюджетное.

Табл. 3.1.13 Стоимость приобретения телеканалами прав на показ документальных фильмов в России (август 2009)

Телеканал                          Объект покупки                             Стоимость
Телеканал «Россия»             44-минутный фильм                        15 000 USD
Первый канал                     52-минутный фильм                        от 30 000 до 60 000 USD
Телеканал «Культура»         фильм                                            не более 1 000 USD
Телеканал «24 Док»            фильм                                            от 200 до 500 USD

Источник: «Коммерсант Деньги»49

С 2006 года доля неигровых проектов совместного с зарубежными странами производства остается крайне малой. Среди наиболее известных фильмов можно выделить телевизионный многосерийный фильм «Битва за космос» производства Первого канала, ВВС (Великобритания), «National Geographic» (США) и NDR (Германия), а также фильм «Мать» производства «Параллакс Пикчерз» (Россия), «Les Films Hors-Champ» (Швейцария), «Les Films D'ici» (Франция), TSR (Швейцария).

Производство короткометражных документальных фильмов и сериалов в основном осуществляется по заказу телеканалов. Лидерами этого рынка являются: телекомпания «Останкино», ассоциация «Наше кино», студия «Надежда», «Новое время», студия «Крылья», видеостудия «Кварт», Леннаучфильм, телекомпания «Цивилизация», редакция журнала «Рыболов», «Фишка-фильм», «Россфильм», Межрегиональный общественный фонд «Образование в третьем тысячелетии».

По заказу Министерства культуры производят документальные сериалы Свердловская киностудия («Страна», студия «Зов», студия «Тея») и Казанская киностудия.

По объему производства короткометражных фильмов одним из лидеров является учебная киностудию ВГИК (Всероссийского государственного университета кинематографии), ежегодно выпускающая десятки документальных фильмов студентов института.

Табл. 3.1.14 Топ-5 крупнейших документальных сериалов, выпущенных на DVD (с 2006-го по 01.07.2009)

Название                                             Количество серий                    Количество минут                 Производство
«Ударная сила»                                                  20                                          3 900                              Телекомпания «Останкино»
«Вторая мировая. День за днем»                          96                                          2 496                               «Студия Надежда»
Видеоприложение к журналам
«Рыболов» и «Рыболов-Elite»                               48                                          1 695                              Редакция журнала «Рыболов»
«История России XX века»                                   50                                          1 300                              «Новое время»
«Крылья России»                                                18                                             936                              Студия «Крылья»

Источник: данные компаний

На этом обзор рынка неигрового кино в докладе завершен. 

Презентация доклада состоялась 1 декабря 2009 года в рамках 80 Международного российского кинорынка в Москве. Исследование проведено компанией "Невафильм" при участии "RFilms".

 



вернуться назад

Аустерлиц

Режиссер: Сергей Лозница

Картина «Аустерлиц» снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, и своим названием отсылает к одноименному роману Винфрида Зеебальда, посвященному ...

читать все
Наши партнеры Отправить сценарий