Студия документальных фильмов.

Стиляги в Тромсе
Главная / События / Новости / Стиляги в Тромсе
08-02-2010

В заполярном норвежском городе прошел 20-й международный кинофестиваль. Нынче он был отмечен большим российским участием.

Кино - отличный индикатор многих и многих процессов и состояний, иной раз «подсознательный». Когда директор фестиваля в Тромсе Марта Отте и ее команда, а также руководство города Тромсе и губернии Тромс, начинали подготовку к двадцатому фестивалю (в Норвегии с населением примерно 4 800 тысяч человек 14 международных киносмотров, этот крупнейший), они понятия не имели, что весной 2010-го президент РФ посетит Норвегию. И вряд ли узнавали такую, например, статистику: в 2009-м норвежско-российскую границу пересекли 109030 человек - на 4500 больше, чем в 2008-м, абсолютный рекорд с 2003 года.

Но важно общее ощущение взаимодействия двух стран - и вот фестиваль открывается фильмом Валерия Тодоровского «Стиляги». Причем устроен перформанс: полсотни тромсевцев, в том числе вполне пожилых, достают (из сундуков?) костюмы 50-х - 60-х или стилизуют свои наряды под «стиляжьи» и лихо отплясывают буги перед картиной, а потом еще и за полночь на специальной вечеринке под отменную джаз-банду.

А сам фильм все дни фестиваля - лидер по числу проданных билетов. Их статистику каждый день рассылают прессе, итог: в этом году «входных плат» - 56345 (в прошлом - 48258).

Меж тем в Тромсе (основан в 1794-м) всего 65 тысяч жителей. Среди них - университетские (10 тысяч человек), сотрудники госпиталя - самого крупного на севере Норвегии, рыбаки и менеджеры нефтяных компаний, зарегистрированных в городе. Во время фестиваля все киноманы страны, и уж подавно вся культурная пресса, - здесь. Благо Тромсе прекрасно развит: гостиницы, общественное питание, кинозалы (от старейшего в северной Европе кинотеатра Verdensteatret - построен в 1915-м, внутри расписан по мотивам норвежских сказок) до современного шестизальника Fokus), музеи, ботанический сад, пивоваренный завод (многое  - «самое северное в мире») и прочее.

Тромсе называют северным Парижем, Русский Newsweek отдал ему третью строчку в списке мест для идеальных рождественских каникул, и справедливо - здесь есть и культура, и экзотика, и природа, и замечательные примеры людской деятельности и творчества. У крохотного города на 69-й широте немало того, что здесь сделали местными  «фишками» (как мы - белые ночи); главные - полярные ночь и день, зимнюю границу между которыми отмечают 21 января поеданием специальных круглых «солнцеподобных» булочек, северное сияние и Гольфстрим.

Нам повезло увидеть сразу все это, и нравы климата: день - солнце с морозом, второй - снежок, третий - ливень, четвертый - полный туман, и каждый день - сильный ветер при большой влажности. Но, как известно, нет плохой погоды - есть плохая одежда. Русские все охотнее летят-едут в Норвегию, звучит наша речь и в Тромсе; правда, путеводителей по России, среди иных, в местных магазинах я не увидела ни одного.

  Особенно связан Тромсе и север Норвегии с Мурманском, Архангельском, Петрозаводском. В Perspektivet museum - выставки «Разговорный русский», «Кусочек России в Тромсе» (великолепная, про моряков-рыбаков XX века); еще одна - портреты чеченских женщин. Но, будем полагать, и непосредственно Петербург тут важен: неделю спустя в Тромсе приехал Мариинский театр с гастролями, о чем вам тоже расскажет наша газета.

А на фестивале состоялся специальный сеанс, представляющий Петербургскую студию документальных фильмов, и они не затерялись среди интереснейшей программы в целом. В основном конкурсе участвовали «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева и «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на родину» Андрея Хржановского (представлены актрисой Натальей Негодой и режиссером соответственно), фильмы «Дверь» Анно Саула (Германия; приз «Аврора» и 100000 норвежских крон, гарантия проката в Норвегии), «10 - 11» Пелина Эсмера (Турция, приз ФИПРЕССИ), «Шепот с ветром» Шарама Алиди (Ирак, приз Международной федерации киноклубов), «Другой берег» Георгия Овашвили (Грузия/Казахстан; The Norwegian Peace Film Award), а также «36 видов с пика Сен-Лу» Жака Риветта, «Хадевейх» Бруно Дюмона, «Я и Орсон Уэллс» Ричарда Линклейтера и другие.

Еще две награды - забавно звучащая «Пальма Тромсе» и Серебряный приз зрительских симпатий. «Пальма» присуждается лучшей короткометражке или документальному фильму из «Северной программы» - эксклюзивной подборке картин Норвегии, Швеции, Финляндии, России; уровень превосходный; нынче приз и 5000 евро ушли норвежскому «Выдыхая музыку» Тронда Елиассена о композиторе Фреде Джонни Берге. А зрители, голосуя смсками, отдали предпочтение - и 250000 NOK - игровой картине «На мгновение свобода» Араша Т. Риахи (Австрия/Франция/Турция)

В секции «Горизонты» оказались сразу две работы Карена Шахназарова  «Исчезнувшая империя» и «Палата №6», а рядом - такие известные и/или ожидаемые фильмы, как «Пророк» Жака Одийяра, «Аквариум» Андреа Арнольд, «Дорога» Джона Хиллкоута и другие. Наконец, в специальной подборке к 20-летию фестиваля фигурировал фильм Александра Рогожкина «Жизнь с идиотом» (1993), представленный известным режиссером Кнутом Эриком Йенсеном.

На этом наше присутствие не закончилось. В особом показе гости фестиваля увидели классический «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина (1927) - в живом сопровождении музыкантов из Тромсе и Петрозаводска; проект осуществлен на грант BarentsKULT (есть такое понятие - «Баренц-регион»). В прошлом году прошла аналогичная акция, и DVD с пудовкинским же шедевром «Мать» теперь продавался.

И еще один показ немого фильма с живой музыкой нельзя не упомянуть: «Нанук с Севера» Роберта Флаэрти (1922, 79 минут) демонстрировался на экране, сложенном из снега на главной площади Тромсе. Подобные сеансы, в том числе, для детей, традиционны; публика, несмотря на мороз, сидит на специальных тюфяках или, простите, подпопничках, выдаются еще и подстилочки под ноги, чтоб не мерзли.

Но нынче рядом с экраном из довезенного военными снега, ввиду его недостаточности, построили настоящий огромный иглу. И эскимос Нанук вместе со всем своим семейством под великолепную шумомузыкальную композицию (четверо исполнителей расположились за стеклом студии рядом) под взглядами тысячи глаз плыл в каяке по холодным волнам и высаживался на лед буквально у «своего» дома. Незабываемое зрелище. Завидный креатив устроителей.

Ольга Шервуд
ФОТО АВТОРА
"Санкт-Петербургские ведомости", Выпуск  № 019  от  04.02.2010

другие фото можно посмотреть здесь



вернуться назад

Аустерлиц

Режиссер: Сергей Лозница

Картина «Аустерлиц» снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, и своим названием отсылает к одноименному роману Винфрида Зеебальда, посвященному ...

читать все
Наши партнеры Отправить сценарий